Все мы привыкли считать, что в Интернете найти можно все. «Где бы почитать новости? - Зайди на lenta.ru», «Где достать программу для распознавания текста? - А-а, тебе нужен Finereader, слей из инета», «Где бы достать свежий фильм? - Зарегистрируйся в торрентах и качай». Пребывая в гуще сети никто из нас уже не задумывается над тем, откуда все это берется. В самом деле, почему свежевышедшая игра уже доступна в интернете и работает без установочного диска, хотя разработчики защитили свой продукт последней версией StarForce? Каким образом на горбушке продают DVD, если фильм только сегодня выходит в США? Все это покрыто тайной для обычного обывателя, а в СМИ общеупотребимым стало абстрактное слово "пиратство".
Кто же руководит этим черным царством и почему мировые корпорации давно не уничтожили оплот анархии на корню? Между тем, лишь немногие знают, что люди, из под чьих рук выходят crack'и к последним играм (да и сами образы игр), записи свежих фильмов и музыки, занимаются этим совсем не ради денег. Они именуют себя Сценой, одним из самых закрытых и законспирированных онлайн-сообществ, настоящим андеграундом Интернета. И отношение к нынешним "пиратам" они имеют весьма отдаленное, более того, презирают их и клеймят последними словами. Т.к. Сцена существует по большей части на энтузиазме членов сообщества и уважении ее членов друг к другу.
Откуда?
На заре развития Интернета Сцена была одним из многих подпольных сообществ людей "по-интересам". Но в эру массового внедрения информационных технологий в жизнь обычных людей она, к удивлению для самой себя, стала фактором, влияющим на жизнь миллионов людей, трансконтинентальных корпораций, а то и целых государств. Экономика многих стран, таких как, например, Россия и Китай, в информационном отношении буквально построена на "продукции" Сцены, а именно взломанном ПО от Microsoft, Autodesk, Adobe и прочих гигантов индустрии. Более того, некоторые полагают, что упомянутые компании ставят высокий процент распространения пиратских версий своей продукции в основу построения бизнеса во странах третьего мира. Тут показателен пример Microsoft, которая, опять же, по мнению некоторых участников рынка, подсаживает развивающиеся экономики на свои продукты, чтобы потом эффективно продать им их же лицензионную версию.
Но вернемся к самой Сцене. Что она собой представляет? И что мотивирует десятки людей со всех уголков мира собираться в законспирированные подпольные группировки (т.н. релиз-группы) для участия в деятельности Сцены, каждый день рискуя своей собственной задницей, да еще и за свой счет? Жизнь в современном обществе золотого миллиарда зачастую приводит человека в состояние, когда он уже попробовал многое в жизни и развлечение с малой величиной риска его не прельщают. Участвуя в деятельности Сцены он может продемонстрировать свои таланты (члены релиз-групп IRL, зачастую, являются работниками крупных IT-компаний, поставщиков ПО и медианосителей) таким же профессионалам как он, заработав т.н. respect для себя и своей группы.
Основным сопроводительным продуктом к любому релизу сцены является NFO-файл, который содержит спецификации релиза в соответствии с требованиями сцены, а зачастую и инструкцию по использованию/инсталляции (если это релиз игры или другого софтверного продукта). Отличительными характеристиками NFO-файлов топовых релиз-групп является ASCII-арт, демонстрирующий символику группы, список ее членов, предыдущих релизов, ну и приглашение поучаствовать в ее деятельности с контактным адресом. Само название файл релиза зачастую также содержит ряд «тэгов», обозначающие спецификацию и формат релиза.
Вплотную познакомившись с деятельностью сцены и ее методами работы становится интересно наблюдать за файлообменным сообществом, претерпевшим значительный рост за последние несколько лет. Огромное количество закрытых и полузакрытых комьюнити по обмену мультимедиа-контентом и софтом породило «релизеров от народа», если хотите Web 2.0 или user-generated content от мира пиратства. Основной сегмент таких релизов составляют сграбленные с серийных носителей рипы фильмов и аудио-дисков, ибо для их производства необходимо минимум знаний и времени. Доходит до того, что на тех же лотках в Москве начинают продавать те самые «народные релизы». Но простому люду, как водится, все-равно что смотреть на DVD-плеере :)
Где?
Основной базой для существования групп являются каналы на IRC-серверах, оборудованные дополнительными примочками в виде eggbot'ов и прочего. Также существуют и более-менее публичные каналы, общие для всех участников сцены, где специально предназначенные для этого боты публикуют информацию о свежих релизах. Все участники сцены (мемберы релиз-групп, приближенные к ним, распространители релизов и т.п.) имеют очень четкое распределние по ролям: лидеры групп, крякеры, аплоадеры, хакеры поддерживающие сеть взломанных FTP-серверов и пр. Благодаря этому сохраняется четкая конспирация, а свежие релизы разлетаются по всему интернету (а это сотни и тысячи фтп-серверов, взломанные и контролирумые сценерами) за пару часов, затем попадая в публичные IRC-XDCC-раздавалки, Ньюсгруппы (Newsgroups) и, наконец, в файлообменные сети, наподобие eDonkey и BitTorrent. И уже только оттуда свежий варез попадает на компьютеры обычных пользователей и, спешу обратить ваше внимание, на лотки Горбушки и прочих сомнительных площадок по продаже пиратского контента.
Исторически сам термин "the scene" обозначает общность людей, занимающихся некой коллективной деятельностью и имеющих место применения этой деятельности (английское слово «scene” можно интерпретировать по-разному). Зародившаяся во времена BBS (Bulletin Board System — электронная доска объявлений) в США, сцена со временем распространилась в Европу, а с популяризацией Интернета – по всему миру. Первые BBS представляли из себя довольно мощные (по тем временам) сервера с коммутатором на несколько телефонных линий, размещавшие порядка нескольких мегабайт данных и позволявшие подсоединившимся пользователям эти данные забирать/обновлять. В общем и целом – несколько растянутый по времени современный форум. Из-за довольно узкого спектра задач, выполнявшихся компьютерами того времени, первыми релизами были взломанные копии игр и различного ПО. С ростом самой сцены и появлением первых групп, релизы начали все более отчетливо принимать форму законченного продукта. За стандарт стало считаться снабжать исполняемый файл crack'a или keygen'a и NFO-файл релиза фирменной стилистикой группы, а, зачастую, и аудио-визуальной работой на произвольную тему. Топовые группы уделяли много внимания своим артам, что в дальнейшем привело к самоопределению Артсцены и Демосцены как отдельного вида компьютерного искусства.
С развитием скоростного Интернета в США и Европе изменился и способ распространения продукции, производимой сценой. Сценерским группировкам принадлежит сеть высокоскоростных FTP-серверов (т.н. topsites), установленных на 100/1000-Мбитных подключениях. Сеть устроена таким образом, что единожды залитый релиз автоматически зеркалируется на десятки topsite’ов, установленных по всему миру. С топсайтов релизы попадают в нелегальную сеть FTP-серверов, а затем спускаются все ниже по иерархии подполья, вплоть до конечного пользователя.
О производимых релизах простой пользователь сети может узнать на т.н. NFO-сайтах, где публикуются NFO-шники самих релизов. Типичных примеры таких ресурсов - NFOrce, iSONEWS и тому подобные. Считается, что если информация о релизе не опубликована на одном из NFO-сайтов, то искать его в сети бессмысленно – он не является официальным релизом сцены и может оказаться фейком или даже содержать троян.
Нужно отметить, что сами участники сцены далеко не в восторге от того, что их продукция получает такое распространение и попадает в руки обычных юзеров. Что вполне логично, ибо изначально Сцена работает на саму себя и участников спектакля интересует только «респект», проявленных от таких же как они, профессионалов, а не обычных «ламеров». К тому же, такая практика ведет к сильной «засветке» сцены со стороны ФБР, Интерпола и прочих «мешающих» организаций. Но, как показала эволюция сети, проникновение продукции сцены в жизнь обычных людей неизбежно, т.к. сама сцена растет и за всеми ее членами уследить невозможно.
Почему?
Соперничество заложено в самой основе существования сцены. Релизерская группа является не просто кучкой людей, это остро заточенный инструмент, в которой каждый ее член четко исполняет свою роль. Только работая слаженно и сообща можно прославить свою команду, заработав уважение коллег по сцене. Заветный результат для любой группы
- зарелизить контент раньше других, а то и вообще до официального выхода продукта на экраны/в продажу. Один из типичных примеров - «подвиг» группы DEViANCE, зарелизившей финальную версию Unreal Tournament 2004 за 24 часа до официального выпуска игры (с уже готовым crack'ом!), взлом и релиз Windows 95 группой DoD (Drink Or Die) за 2 недели(!!) до магазинного релиза. И таких примеров море, особенно в отношении украденных копий фильмов/музыки.
[BE]Nico с сайта FTiReloaded составил список The Biggest Groups in Scene history, который вобрал в себя 15 самых успешных групп за всю историю сцены и их достижения. Среди них такие команды как DEViANCE, Drink Or Die (основанная в России релиз-группа, одно из основных достижений - первый взлом защиты DVD-дисков от копирования), MYTH, FAiRLiGHT, CORE (одни из родоначальников IRC-ботов, из достижений – первый релиз Windows 2000, количество keygen/crack – релизов переваливает за 10000!), ну и конечно Razor 1911. Последняя является, по сути, легендарной командой, действующей на протяжении уже 20 лет (основана в 1985 году), пережившей несколько полицейских рейдов, но до сих пор активно действующей на сцене (яркий пример - релиз Battlefield 2142 14 октября 2006 года, за 6 дней до начала продаж игры).
Кто же руководит этим черным царством и почему мировые корпорации давно не уничтожили оплот анархии на корню? Между тем, лишь немногие знают, что люди, из под чьих рук выходят crack'и к последним играм (да и сами образы игр), записи свежих фильмов и музыки, занимаются этим совсем не ради денег. Они именуют себя Сценой, одним из самых закрытых и законспирированных онлайн-сообществ, настоящим андеграундом Интернета. И отношение к нынешним "пиратам" они имеют весьма отдаленное, более того, презирают их и клеймят последними словами. Т.к. Сцена существует по большей части на энтузиазме членов сообщества и уважении ее членов друг к другу.
Откуда?
На заре развития Интернета Сцена была одним из многих подпольных сообществ людей "по-интересам". Но в эру массового внедрения информационных технологий в жизнь обычных людей она, к удивлению для самой себя, стала фактором, влияющим на жизнь миллионов людей, трансконтинентальных корпораций, а то и целых государств. Экономика многих стран, таких как, например, Россия и Китай, в информационном отношении буквально построена на "продукции" Сцены, а именно взломанном ПО от Microsoft, Autodesk, Adobe и прочих гигантов индустрии. Более того, некоторые полагают, что упомянутые компании ставят высокий процент распространения пиратских версий своей продукции в основу построения бизнеса во странах третьего мира. Тут показателен пример Microsoft, которая, опять же, по мнению некоторых участников рынка, подсаживает развивающиеся экономики на свои продукты, чтобы потом эффективно продать им их же лицензионную версию.
Но вернемся к самой Сцене. Что она собой представляет? И что мотивирует десятки людей со всех уголков мира собираться в законспирированные подпольные группировки (т.н. релиз-группы) для участия в деятельности Сцены, каждый день рискуя своей собственной задницей, да еще и за свой счет? Жизнь в современном обществе золотого миллиарда зачастую приводит человека в состояние, когда он уже попробовал многое в жизни и развлечение с малой величиной риска его не прельщают. Участвуя в деятельности Сцены он может продемонстрировать свои таланты (члены релиз-групп IRL, зачастую, являются работниками крупных IT-компаний, поставщиков ПО и медианосителей) таким же профессионалам как он, заработав т.н. respect для себя и своей группы.
Что?
Как и у любого высокорганизованного сообщества, у Сцены есть свои "правила" - то, каким образом вся остальная Сцена оценивает деятельность той или иной релиз-группы и ее членов. Т.к. Сцена в основном ориентирована на releasing (выпуск) нелегальных или взломанных копий программного обеспечения или различных мультимедиа-данных, то кодекс деятельности в основном регламентирует список параметров, предъявляемые к самим релизам. Нужно отметить, что на Сцене как таковой не существует какой-либо централизации деятельности. Если какая-либо группа, по мнению большинства, нарушает общепринятые правила, ее релизы могут быть признаны nuked'нутыми, ну а в худшем случае - группа может быть совсем забанена со Сцены.
Основным сопроводительным продуктом к любому релизу сцены является NFO-файл, который содержит спецификации релиза в соответствии с требованиями сцены, а зачастую и инструкцию по использованию/инсталляции (если это релиз игры или другого софтверного продукта). Отличительными характеристиками NFO-файлов топовых релиз-групп является ASCII-арт, демонстрирующий символику группы, список ее членов, предыдущих релизов, ну и приглашение поучаствовать в ее деятельности с контактным адресом. Само название файл релиза зачастую также содержит ряд «тэгов», обозначающие спецификацию и формат релиза.
Вплотную познакомившись с деятельностью сцены и ее методами работы становится интересно наблюдать за файлообменным сообществом, претерпевшим значительный рост за последние несколько лет. Огромное количество закрытых и полузакрытых комьюнити по обмену мультимедиа-контентом и софтом породило «релизеров от народа», если хотите Web 2.0 или user-generated content от мира пиратства. Основной сегмент таких релизов составляют сграбленные с серийных носителей рипы фильмов и аудио-дисков, ибо для их производства необходимо минимум знаний и времени. Доходит до того, что на тех же лотках в Москве начинают продавать те самые «народные релизы». Но простому люду, как водится, все-равно что смотреть на DVD-плеере :)
Где?
Основной базой для существования групп являются каналы на IRC-серверах, оборудованные дополнительными примочками в виде eggbot'ов и прочего. Также существуют и более-менее публичные каналы, общие для всех участников сцены, где специально предназначенные для этого боты публикуют информацию о свежих релизах. Все участники сцены (мемберы релиз-групп, приближенные к ним, распространители релизов и т.п.) имеют очень четкое распределние по ролям: лидеры групп, крякеры, аплоадеры, хакеры поддерживающие сеть взломанных FTP-серверов и пр. Благодаря этому сохраняется четкая конспирация, а свежие релизы разлетаются по всему интернету (а это сотни и тысячи фтп-серверов, взломанные и контролирумые сценерами) за пару часов, затем попадая в публичные IRC-XDCC-раздавалки, Ньюсгруппы (Newsgroups) и, наконец, в файлообменные сети, наподобие eDonkey и BitTorrent. И уже только оттуда свежий варез попадает на компьютеры обычных пользователей и, спешу обратить ваше внимание, на лотки Горбушки и прочих сомнительных площадок по продаже пиратского контента.
Исторически сам термин "the scene" обозначает общность людей, занимающихся некой коллективной деятельностью и имеющих место применения этой деятельности (английское слово «scene” можно интерпретировать по-разному). Зародившаяся во времена BBS (Bulletin Board System — электронная доска объявлений) в США, сцена со временем распространилась в Европу, а с популяризацией Интернета – по всему миру. Первые BBS представляли из себя довольно мощные (по тем временам) сервера с коммутатором на несколько телефонных линий, размещавшие порядка нескольких мегабайт данных и позволявшие подсоединившимся пользователям эти данные забирать/обновлять. В общем и целом – несколько растянутый по времени современный форум. Из-за довольно узкого спектра задач, выполнявшихся компьютерами того времени, первыми релизами были взломанные копии игр и различного ПО. С ростом самой сцены и появлением первых групп, релизы начали все более отчетливо принимать форму законченного продукта. За стандарт стало считаться снабжать исполняемый файл crack'a или keygen'a и NFO-файл релиза фирменной стилистикой группы, а, зачастую, и аудио-визуальной работой на произвольную тему. Топовые группы уделяли много внимания своим артам, что в дальнейшем привело к самоопределению Артсцены и Демосцены как отдельного вида компьютерного искусства.
С развитием скоростного Интернета в США и Европе изменился и способ распространения продукции, производимой сценой. Сценерским группировкам принадлежит сеть высокоскоростных FTP-серверов (т.н. topsites), установленных на 100/1000-Мбитных подключениях. Сеть устроена таким образом, что единожды залитый релиз автоматически зеркалируется на десятки topsite’ов, установленных по всему миру. С топсайтов релизы попадают в нелегальную сеть FTP-серверов, а затем спускаются все ниже по иерархии подполья, вплоть до конечного пользователя.
О производимых релизах простой пользователь сети может узнать на т.н. NFO-сайтах, где публикуются NFO-шники самих релизов. Типичных примеры таких ресурсов - NFOrce, iSONEWS и тому подобные. Считается, что если информация о релизе не опубликована на одном из NFO-сайтов, то искать его в сети бессмысленно – он не является официальным релизом сцены и может оказаться фейком или даже содержать троян.
Нужно отметить, что сами участники сцены далеко не в восторге от того, что их продукция получает такое распространение и попадает в руки обычных юзеров. Что вполне логично, ибо изначально Сцена работает на саму себя и участников спектакля интересует только «респект», проявленных от таких же как они, профессионалов, а не обычных «ламеров». К тому же, такая практика ведет к сильной «засветке» сцены со стороны ФБР, Интерпола и прочих «мешающих» организаций. Но, как показала эволюция сети, проникновение продукции сцены в жизнь обычных людей неизбежно, т.к. сама сцена растет и за всеми ее членами уследить невозможно.
Почему?
Соперничество заложено в самой основе существования сцены. Релизерская группа является не просто кучкой людей, это остро заточенный инструмент, в которой каждый ее член четко исполняет свою роль. Только работая слаженно и сообща можно прославить свою команду, заработав уважение коллег по сцене. Заветный результат для любой группы
- зарелизить контент раньше других, а то и вообще до официального выхода продукта на экраны/в продажу. Один из типичных примеров - «подвиг» группы DEViANCE, зарелизившей финальную версию Unreal Tournament 2004 за 24 часа до официального выпуска игры (с уже готовым crack'ом!), взлом и релиз Windows 95 группой DoD (Drink Or Die) за 2 недели(!!) до магазинного релиза. И таких примеров море, особенно в отношении украденных копий фильмов/музыки.
[BE]Nico с сайта FTiReloaded составил список The Biggest Groups in Scene history, который вобрал в себя 15 самых успешных групп за всю историю сцены и их достижения. Среди них такие команды как DEViANCE, Drink Or Die (основанная в России релиз-группа, одно из основных достижений - первый взлом защиты DVD-дисков от копирования), MYTH, FAiRLiGHT, CORE (одни из родоначальников IRC-ботов, из достижений – первый релиз Windows 2000, количество keygen/crack – релизов переваливает за 10000!), ну и конечно Razor 1911. Последняя является, по сути, легендарной командой, действующей на протяжении уже 20 лет (основана в 1985 году), пережившей несколько полицейских рейдов, но до сих пор активно действующей на сцене (яркий пример - релиз Battlefield 2142 14 октября 2006 года, за 6 дней до начала продаж игры).
Still alive?
Т.к. вся деятельность сцены по сути является незаконной, попытки поймать ее членов с поличным предпринимались не раз. Одни из самых известных операций - Operation Buccaneer и Operation Fastlink потребовали координаций ведомств целых стран, таких как США, Англия, Германия, Израиль, Франция, Швеция и тому подобных. Основной проблемой при разработке таких «облав» является факт внезапности, ведь атакуемые являются далеко не script-kiddies, зачастую являясь лучшими специалистами по безопасности, чем сами люди, которые проводят их «разработку», и в любой момент готовы уничтожить уличающую их информацию. Интересным фактом является то, что в большОм количеством случаев задержанные сервера находятся в университетах и институтах, обладающих большим запасом интернет-каналов и мощностей, которые сценеры используют в своих целях. К примеру в ходе Operation Buccaneer были проведены обыски в Массачусетсском технологическом институте, Калифорнийском университете, Университете Орегона и т.п.
Кино
Об объеме самой сцены (в связи с глубокой конспирацией ее деятельности) судить довольно сложно, но учитывая то, что участники действа решили разразиться целым «сериалом по мотивам» (!!!) – говорит о том, что до заката ее деятельности еще очень далеко. Сериал получил нехитрое название The Scene и имеет свою страницу в сети - http://www.welcometothescene.com/ , которая, кстати, вполне легально предлагается скачать любую из серий уже выпущенных двух сезонов. Сериал автор данного текста пока не смотрел, но судя по описанию, он представляет собой жизнеописание будней «сценеров» с извечной борьбой за респект, попутно отбиваясь от регулирующих органов и заметая свою деятельность всеми возможными способами.
Long live The Scene?
Источники:
Wikipedia
AboutTheScene
FTiReloaded
WelcometotheScene
(C)
Т.к. вся деятельность сцены по сути является незаконной, попытки поймать ее членов с поличным предпринимались не раз. Одни из самых известных операций - Operation Buccaneer и Operation Fastlink потребовали координаций ведомств целых стран, таких как США, Англия, Германия, Израиль, Франция, Швеция и тому подобных. Основной проблемой при разработке таких «облав» является факт внезапности, ведь атакуемые являются далеко не script-kiddies, зачастую являясь лучшими специалистами по безопасности, чем сами люди, которые проводят их «разработку», и в любой момент готовы уничтожить уличающую их информацию. Интересным фактом является то, что в большОм количеством случаев задержанные сервера находятся в университетах и институтах, обладающих большим запасом интернет-каналов и мощностей, которые сценеры используют в своих целях. К примеру в ходе Operation Buccaneer были проведены обыски в Массачусетсском технологическом институте, Калифорнийском университете, Университете Орегона и т.п.
Кино
Об объеме самой сцены (в связи с глубокой конспирацией ее деятельности) судить довольно сложно, но учитывая то, что участники действа решили разразиться целым «сериалом по мотивам» (!!!) – говорит о том, что до заката ее деятельности еще очень далеко. Сериал получил нехитрое название The Scene и имеет свою страницу в сети - http://www.welcometothescene.com/ , которая, кстати, вполне легально предлагается скачать любую из серий уже выпущенных двух сезонов. Сериал автор данного текста пока не смотрел, но судя по описанию, он представляет собой жизнеописание будней «сценеров» с извечной борьбой за респект, попутно отбиваясь от регулирующих органов и заметая свою деятельность всеми возможными способами.
Long live The Scene?
Источники:
Wikipedia
AboutTheScene
FTiReloaded
WelcometotheScene
(C)
Комментариев нет:
Отправить комментарий